Чита. Северный, 39: упадочно и скандально
История с падающим домом в столице Забайкалья, или как его уже успели прозвать в народе, "Пизанским" домом, похожа на рубрику "крутое пике" из подзабытого сериала "Каламбур". Да и каламбуров тут хватает. Здание подобно "Бройлеру 747" Командора и Дринкинса стремится к земле далеко не первую серию.
Очередной эпизод многосерийной трагикомедии разыгрался 16 августа 2022 года, аккурат в день прилёта в Читу Председателя Правительства России Михаила Мишустина. Возможно поэтому внимание общественности снова оказалось прикованным к казалось бы, исчерпанному конфликту. Ан нет. Впрочем, обо всём по порядку.
Он падает!
Дом №39 в Северном микрорайоне сравнительно молодой, 1989 года постройки. Известно, что нём 60 квартир, в которых в лучшие времена было прописано 165 человек.
В 1996 году здание покосилось, после чего жителей расселили. Конструкцию стянули металлом и вновь стали продавать в нём квартиры. Дело изначально попахивало аферой, но с 1998 года дом снова стал жилым, пока в 2021 не поднялась очередная тревога: по ночам жильцы стали слышать, как дом скрипит и рушится.
Жители стали обращаться в городскую администрацию, пытались выйти на министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова. Но ничего не вышло: вместо падающего дома в правительстве края тогда обсуждали "Дальневосточный квартал".
Поняв, что проблему так не решить, "пассажиры" застывшей в крутом пике десятиэтажки решили обратиться к Президенту, и тут всё стало получаться. Редакторы прямой линии провели несколько репетиций, записали пробники. Но перед самой трансляцией вопрос "пизанского" дома в Чите был по непонятным причинам снят с повестки.
Не желая, чтобы их вопрос к властям "замыливали", жители обклеили дом плакатами. Дети писали мелками обращения к чиновникам. Примерно в тот же момент с предостережением в адрес городских властей обратилась прокуратура. И только тогда дом стали обследовать, замерять крен и прогресс падения. В итоге здание вновь признали аварийным. А жильцам было предложено переехать в маневренный фонд. То есть в другое аварийное жильё.
К слову, квартиры в опасном доме просто отличные, просторные, 3-4-х комнатные. Жители — уважаемые члены общества, большей частью пенсионеры, госслужащие, есть несколько многодетных семей. Бараки, конечно, никого не устроили.
А власти что?
Что говорила всё это время власть? Простую и понятную любому чиновнику мантру: у города денег нет. Сначала сумма на расселение шла о порядка 200 миллионов, сегодня цифра уверенно приближается к 300. У краевого бюджета тоже этих денег не оказалось. Тем не менее сити-менеджер Александр Сапожников подписывает распоряжение: участок, а значит и дом, изъять в пользу муниципалитета. Жителей выселить. Дом от систем жизнеобеспечения отрезать. Огородить и поставить охрану, для сохранения оставшегося имущества. Расселение жителей возложить на комитет градостроительной политики города.
Полгода назад жителей стали выселять. Последний собственник съехал совсем недавно — весной дом отключили от тепла. Сегодня люди живут кто где — у знакомых, у родственников. Одна многодетная семья взяла вторую ипотеку, продолжая исправно платить за квартиру в падающем доме.
Но большинству несчастных жителей "пизанского" дома город снимает в жильё в аренду. Примерная стоимость каждой такой квартиры - около 20-25 тыс. рублей в месяц. Учитывая охрану дома в Северном, 39, городскому бюджету этот "крутой вираж" обходится уже в 10-й миллион рублей.
Не нужны нам ваши салатики, дайте где жить!
Губернатор Забайкалья Александр Осипов на сегодняшний день ни разу не встретился с жильцами наклонишегося дома. Тем не менее, граждане второй год "наклоняют" чиновников, требуя расселения.
Вот и 16 августа, когда в Читу прилетел Михаил Мишустин, жители объявили голодовку и потребовали встретиться с губернатором. Эта новость тут же стала инфоповодом номер один.
Первым к жильцам приехал депутат Законодательного собрания, составил обращение и повез его в правительство края.
Затем приехала полиция - проверили пропуски на территорию у каждого жителя и остались наблюдать неподалеку. Потом приехала прокуратура. Потом - заместитель председателя правительства Забайкальского края Вадим Петров. Следом в горячую точку прибыл заместитель сити-менеджера Александра Сапожникова Андрей Гренишин и привёз "пассажирам" многоэтажки воду и салатики.
Ответ "наевшихся" пустых обещаний граждан был категоричен: голодовка продлится, пока мы не встретимся с губернатором. Впрочем, салатики тоже пошли в дело - их с удовольствием стрескали местные бродячие собаки.
Наконец, под самый вечер голодающих посетил заместитель министра строительства края Алдар Бальжиров. Тут уже начался конструктив. Жителям предложили варианты. Как только появятся лимиты на балансе с каждым будет определен метод расселения: или вторичное жильё, или сертификат на приобретение, а вот с новостроем сложнее — только с 2024 года.
Жители согласились посмотреть документы, и если всё всех утроит, то этот полёт закончится, и борт многоэтажки зайдёт наконец-то на посадку. Если нет, то будет назначена долгожданная встреча с губернатором.