Вода снова придёт. Почему наводнения в России учащаются
Наводнение в Иркутской области уже унесло жизни 18 человек. Ещё восемь числятся пропавшими без вести
Причин много, но климат среди них
За ситуацией на востоке Сибири следит, наверное, вся страна. Жители России задаются вопросом: «Неужели в XXI веке невозможно перестать быть настолько зависимыми от водной стихии?» Есть претензии к местным властям, в том числе у контролирующих органов. Кто-то из чиновников будет привлечён к ответственности. Как говорится, следствие разберётся.
Но все эти меры постфактум не вернут погибших. Гораздо важнее понять и разобраться в причинах произошедшего в Иркутской области. Июль начался как раз с заявлений на этот счёт, причём первыми выводы начали делать в российском отделении «Гринпис». Уже первого числа на сайте организации было отмечено, что данное стихийное бедствие «подтверждает прогнозы Росгидромета о росте количества экстремальных погодных явлений, вызванных изменением климата».
Без эмоций и обвинений: Что на самом деле происходит в Иркутской области
Росгидромет предупреждает
В материале идёт отсылка к исследованию метеорологов, проведённому в 2017 году. В нём говорится о том, что с началом текущего столетия на территории России отмечается увеличение числа опасных погодных явлений в три с половиной раза. За последние почти 20 лет наблюдается нарастание «резкости» выпадения осадков. Это касается как сильных ливней, так и снегопадов. Также в исследовании Росгидромета указывается на рост сильных паводков, штормовых ветров и случаев резкой перемены с холодной погоды на тёплую и наоборот.
Более того, предсказывается увеличение экстремальности осадков в регионах Сибири, Дальнего Востока, а также в горных районах Северного Кавказа. Правда, речь идёт о середине XXI века. Судя по тому, что произошло в Иркутской области, предсказания метеорологов начали сбываться намного раньше. К слову, от паводков также пострадал Красноярский край, оказались подтопленными и несколько районов Новосибирской области.
Аномальное совпадение факторов
В Иркутском государственном университете провели свой анализ причин, которые привели к столь масштабному наводнению. Основной фактор – аномальность развития атмосферных процессов, на которую наслоились глобальные и региональные изменения климата. По словам доцента кафедры метеорологии и физики околоземного космического пространства географического факультета Инны Латышевой, в пострадавшей от паводка части области произошло взаимодействие трёх типов воздушных масс, вероятность «встречи» всех трёх довольно низкая. Речь идёт об арктическом, субтропическом воздухе, к которым присоединился наиболее редкий для региона влажный воздух с Тихого океана.
Друг познаётся в беде: Иркутской области помогают все, кроме «борцов за справедливость»
Также доцент ИГУ отметила, что затопленные районы в принципе подвержены паводку, а максимум подъёма уровня рек и без экстремальных осадков достигается как раз к 25-26 июня. Накопление тепла и влаги с учётом неоднородности рельефа привели к развитию облачности и последующим сильным и продолжительным осадкам. Латышева считает, что вероятность повторения такого разгула водной стихии в будущем весьма высокая. К такому выводу она пришла на основании анализа данных за июнь на станциях Тулуна и Нижнеудинска с 1936 по 2019 год. Именно в последние десять лет выросло число случаев наблюдения аномально тёплых температур и осадков в июне.
Кластеризация осадков
Причём это не означает обязательно, что в регионе в принципе станет больше дождей. Учёные указывают на то, что наблюдается тенденция к разделению погодных условий на засушливые и дождливые периоды. И с годами она проявляется всё более отчётливо. Когда экстремальные осадки наслаиваются на максимальный уровень подъёма рек, случается такая трагедия, как в этом году.
Фото: Анна Москвитина/ТАСС
Возникает вполне логичный вопрос: можно ли более точно и относительно заранее предсказывать подобные природные катаклизмы? Старший научный сотрудник Института физики атмосферы имени Обухова РАН Александр Чернокульский в комментарии Царьграду отметил, что в данном случае речь идёт о краткосрочном и среднесрочном прогнозе, то есть два-три-пять дней. За этот период времени можно установить, какие конкретно реки могут выйти из берегов. «В принципе, за месяц нельзя предсказать. За неделю – это в общих чертах, и более конкретно – это два-три дня. Уже можно более конкретные реки обозначить», – сказал эксперт.
Дождевой апокалипсис: Как выжить под водой
Александр Чернокульский подтвердил, что наблюдается тенденция ко всё большему разделению на дождливые и засушливые периоды. «Может несколько дней подряд идти дождь, три-пять дней, а потом 20 дней без осадков. Мы тоже наблюдаем такую тенденцию, по кластеризации осадков, дождливых и засушливых периодов. То есть раньше норма трёх-пяти дней была разбросана в среднем по месяцу». По мнению эксперта, чтобы снизить влияние человеческого фактора на изменение климата, необходимо переходить на безуглеродное или хотя бы низкоуглеродное развитие. «Отказываться от ископаемого топлива, переходить на возобновляемые источники энергии, и так далее. Мы можем это замедлить, но на это нужна, в том числе, политическая воля», – подчеркнул собеседник Царьграда.
Предсказать аномалию заранее сложно
Младший научный сотрудник Института физики атмосферы имени Обухова РАН Александр Тимажев также назвал неделю как тот срок, за который можно в среднем предсказывать развитие ситуации. Однако собеседник Царьграда сделал акцент на том, что в случае с Иркутской областью действительно сложилась необычная обстановка. Сочетание тех факторов, которые повлияли на обильное выпадение осадков в регионе, проявилось настолько локально, что просчитать последствия можно от силы за сутки-двое. «Когда субтропические циклоны вносят некоторые возмущения, они не очень хорошо поддаются полноценному прогнозу», – отметил эксперт.
Александр Тимажев также отметил, что больше всего изменение климата проявляется в Арктике, хотя и в Сибири, как и в целом по России, становится теплее.
Чем теплее воздух, тем больше влаги в себе он может содержать. А потом этот воздух поднимается вверх, остывает, влага конденсируется, и образуются мощные кучевые облака. Чем воздух теплее – тем больше осадков потом он может дать,
– сказал он.
Наводнения будут, нужно избежать жертв
Кстати, о прогнозировании. У прокуратуры к иркутским метеорологам вопросов нет – проверка в их работе нарушений не нашла. Местная гидрометеослужба заблаговременно и ежедневно передавала штормовые предупреждения и сообщения об опасных метеорологических явлениях как в дежурные службы правительства Иркутской области, так и в управление МЧС России по региону. Также были извещены единые дежурные диспетчерские службы и органы местного самоуправления районов. Поэтому вся или, во всяком случае, значительная часть ответственности лежит на должностных лицах, которые проигнорировали или не выполнили вовремя требования норм по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
«Мама, мы умрем?»: В соцсетях делятся страшными кадрами потопа на Кубани
И это всё особенно поразительно и возмутительно с учётом того, что в районе Тулуна наводнения случаются регулярно. Или там настолько к ним привыкли, что чиновники считают, будто местные жители как-нибудь сами справятся? 18 человек погибло, пострадало имущество тысяч людей, сотни обратились за медицинской помощью. Полностью предотвратить паводок, конечно, невозможно, особенно с учётом всех предшествовавших ему аномалий. Однако когда учёные, метеорологи не первый год бьют тревогу, говоря о глобальных и региональных изменениях климата, нужно быть во всеоружии. А не затягивать с эвакуацией и не убеждать людей, что вот-вот вода начнёт уходить. Изменится ли теперь хоть что-то в сознании чиновников, от которых, как «внезапно» выясняется, зависит жизнь и здоровье людей? Большой вопрос. Хотелось бы верить. Произошедшее в Иркутской области должно стать уроком для всех регионов.