Трамп уступил Эрдогана Путину
США ввели санкции против Турции из-за арестованного американского пастора. Падающая лира подтачивает политический капитал Эрдогана, который он может компенсировать за счет сближения с Россией
Хотя Дональду Трампу часто приписывают «пустословие», американский президент с такой же частотой сдерживает свои обещания, с какой их потом нарушает. После Китая, ЕС и России под горячую руку попали турки.
Министерство финансов США ввело санкции против министра юстиции Турции Абдулхамита Гюля и главы турецкого МВД Сулеймана Сойлу. Вашингтон заморозил их активы в США и запретил американским гражданам вести с ними бизнес.
Поводом к ограничительным мерам послужил отказ Анкары освободить американского пастора Эндрю Брансона, которого обвиняют в связях с организатором попытки госпереворота в Турции Фетхуллахом Гюленом (FETÖ) и сепаратистами из Рабочей партии Курдистана (РПК).
Фетхуллах Гюлен. Фото: www.globallookpress.com
Почему США взялись за Турцию?
Россия, Турция и ЕС решат судьбу Сирии без США
Санкции США стали венцом нагнетавшихся в последнее время противоречий двух стран НАТО. Белый дом, как при Бараке Обаме, так и Дональде Трампе, игнорировал интересы Турции в регионе, поддерживал оружием, людьми и военными базами курдские Отряды народной самообороны (YPG) в Сирии. Последних Анкара считает филиалом РПК, которая намерена на восточных вилайетах Турции создать Курдистан. В июле 2016 года США и Гюлен попытались свергнуть президента Реджепа Тайипа Эрдогана, что вынудило его пойти на сближение с Россией. Укрепление российско-турецкого партнерства шло полным ходом. Страны создали астанинский формат по Сирии и приступили к созданию зон перемирия (деэскалации), куда включили Иран – главного внешнеполитического врага Трампа.
Российско-турецкие проекты - поставки С-400, «Турецкий поток» и АЭС «Аккую» - вызывали ревность Вашингтона, которые от угроз перешли к реальному давлению. На днях Конгресс заморозил продажу F-35 Турции, и теперь ввели санкции за протестантского пастора.
F-35. Фото: www.globallookpress.com
Пастор был близким другом Фетхуллаха Гюлена, который хотел совершить госпереворот в 2016 году. Но бдительные друзья Турции – Россия и Иран – смогли предотвратить этот переворот. В данный момент Россия убедилась в том, что Турция познала истину, и две страны объединились, и поэтому Америка делает все, чтобы Турция осталась в близких отношениях с США и верно служила им. Когда американцы получают отказ, то ищут предлоги, чтобы с помощью санкций ужесточить отношения между Турцией и США»,
- отметил политолог и эксперт по Ближнему Востоку Маис Курбанов.
Насколько санкции опасны для Турции?
Как уже заявили турецкие министры, санкции им не страшны, так как у них за океаном нет никаких активов. Замораживать нечего.
Не стоит принимать санкции всерьез. Два турецких чиновника не занимаются предпринимательством в США, и счетов там у них нет. А другие санкции против кредитных институтов – об отказе выдавать Турции кредиты, например в МВФ – они затронут турецкие банки. Но и их тоже нельзя воспринимать как очень серьезные ограничения»,
- рассказал в беседе с Царьградом аналитик из Middle East Foundation в Анкаре Омер Озкизилчик.
Эксперт заметил, что история с санкциями – скорее внутриполитическая история США, так как, защищая Брансона, Трамп пытается привлечь на свою сторону евангелистский электорат. При этом санкции – «еще один провал» двусторонних отношений, наравне с разногласиями по YPG в Сирии и поддержкой Вашингтоном «гюленистской секты», добавил Озкизилчик.
Кроме политических последствий, таких как углубление раскола между США и Турцией, которому Москве можно только порадоваться, есть и экономические издержки. Нагнетаемый геополитический кризис ухудшает инвестиционную привлекательность Турции и бьет по лире. История очень похожа на конфликт с Германией ровно год назад, когда из-за отказа Турции выдать задержанного немецкого журналиста, МИД ФРГ рекомендовал бизнесу не вкладывать в турецкую экономику, а туристам – воздержаться от поездок.
Фото: www.globallookpress.com
Сейчас ситуация еще опаснее. С начала 2018 года турецкая лира потеряла 22% стоимости. На днях Центробанк Турции в два раза увеличил прогноз по инфляции на текущий год – с 8,4 до 13,4 процентов. Растут корпоративные долги. Эрдоган отказывается повышать и без того высокую процентную ставку. Новости о Турции сегодня находятся в топе американского бизнес-издания Bloomberg, вышедшего с заголовком «Рынки Турции окунулись в неизвестность после санкций США».
Турция ищет убежища под крылом России и Китая
О рисках кризиса в середине июля предупреждал ведущий британский аналитический центр Chatham House. «Эрдоган будет уделять первоочередное внимание краткосрочному росту любой ценой в ущерб макроэкономической и финансовой стабильности. Это влечет за собой уклонение от процентных ставок, необходимых для сдерживания двузначной инфляции и поддержания падающей лиры», - отмечал «мозговой центр», назвавший экономику «ахиллесовой пятой» Эрдогана.
Выгоды России?
Пропорционально тому, как США наращивают давление на Эрдогана, причем как политическое, так и экономическое, растут возможности России. Последние инициативы Эрдогана доказывают, что он не будет под нажимом Вашингтона сворачивать важнейшие связи с Россией. Так, на саммите БРИКС он высказался за вступление в этот блок. В эти же дни турецкий президент созвал конференцию по Сирии в Стамбуле, куда пригласил представителей России, Германии и Франции, но проигнорировал США. И он не намерен отказываться от покупки С-400.
Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: www.globallookpress.com
Укрепят ли санкции российско-турецкие отношения, зависит, в первую очередь, от России, считает Омер Озкизилчик.
Я думаю, русские вполне понимают, что Турция заинтересована в укреплении связей с Россией и, в целом, своего союзнического потенциала за пределами НАТО. Возможно, не отклоняясь от НАТО, но расширяя поле зрения. Учитывая, что Турция стремится в БРИКС и ШОС – это дает России возможность, в то время как США и партнеры по НАТО отталкивают Турцию. Но тут важно, чего хочет Россия. Хочет ли она только добиться расположения Турции, чтобы углубить раскол в НАТО, или получить в лице Турции стратегического партнера, с которым строит многоуровневые стратегические отношения, как «Турецкий поток», АЭС «Аккую» или астанинский процесс»,
- заметил политолог.
Эрдоган становится новым Ататюрком
После Китая и Германии Россия является важнейшим торговым партнером Турции. Взаимный товарооборот достигает почти 20 млрд долларов. В списке стран, с которыми у Турции торговый дефицит, Россия с $16 млрд занимает второе место, уступая только КНР. Вашингтон – четвертый торговый партнер Анкары (12 млрд), но, возможно, на фоне нарастающих противоречий роль США будет падать, а России повышаться. Российско-турецкая торговля демонстрирует положительную динамику, которой дополнительный импульс придала отмена запрета на ввоз турецких томатов и российского мяса. За 2016-2017 годы товарооборот двух стран вырос на 26%.
Россия – важнейший поставщик алюминия, зерна, мяса и, самое главное, газа в Турцию. В условиях инфляции и роста цен на нефть, экспорт «голубого топлива» по оптимальной цене может стать «спасательным жилетом» для турецкой экономики.
Используют ли стороны создающиеся возможности, зависит лишь от них самих.