Стало понятно, как изменятся цены на автомобили. Ответ дан по каждой категории
Цены на машины начали резко расти примерно год назад. Началось всё на рынке "вторички", а потом, с ускорившейся мировой инфляцией, перешло и на новые автомобили. Что будет дальше? Рынок достиг пика и ждёт коррекции? Рынок вышел на плато стабильности, где продержится пару лет? Рынок только начал мощный взлёт?
Глава Минпромторга Денис Мантуров полагает, что к концу года цены на авто снизятся. Ну, ему положено так полагать – иначе премьер поинтересуется, как идёт работа с ростом цен. Мантуров ни разу не был наказан за свои ошибки, и нет никаких оснований предполагать, что это произойдёт в будущем.
Автодилеры не верят Мантурову. Другой вопрос, что мы не верим и им. Ибо ни один вменяемый продавец не скажет вам "Не покупайте сегодня, завтра будет дешевле". Царьград много раз показывал, как та или иная организованная профессиональная группа по предварительному сговору анонсирует кошмарное подорожание, чтобы поднять продажи и выбить помощь из правительства. Тут и хлеб, и масло, и мясо, и многое другое.
С автомобилями происходит то же самое.
Так кому верить, если верить никому нельзя?
Нам – можно.
Машина машине рознь
Говорить о неких совокупных "ценах на машины" в современной России бессмысленно. Потому что это слишком общее понятие. Всё равно как "цены на продовольствие" летом, когда огурцы дешевеют, а рыба и мясо – наоборот.
Сейчас в России можно выделить шесть типов легковых автомобилей. И по каждому из них можно писать отдельное исследование – сегодня мы пройдёмся по проблеме лишь очень бегло.
- Иномарки производства компаний, прекративших поставки в Россию (в том числе машины, произведённые в иных странах по лицензии). Возможен только параллельный импорт.
- Подержанные автомобили этой категории. Возможен параллельный импорт запчастей или подбор аналогов.
- Иномарки производства иных компаний – главным образом из Японии, Южной Кореи (внесены в список недружественных, но продолжают поставки авто) и Китая.
- Подержанные автомобили этой категории, причём стоило бы отдельно выделять с пробегом по России и привезённые из-за рубежа, у них разная экономика.
- Автомобили русских марок: семейство "Лада" и УАЗ, в перспективе "Москвич"; едва ли сюда стоит включать элитный Aurus, к тому же критически зависящий от импортных комплектующих.
- Подержанные автомобили этой категории.
И это мы ещё не выделили в отдельную категорию электромобили, которые всё-таки не прижились пока толком в России.
По сути, это шесть разных рынков, тенденции в которых могут быть – и бывают – разнонаправленными.
Анатомия цены на новое авто
В своём прогнозе мы будем исходить из того, что санкционный режим ближайшие сто лет будет только ужесточаться. То есть никакого массового возвращения "Рено", "Фордов" и "Мерседесов" мы не ожидаем.
В рублёвой себестоимости нового автомобиля калькулируются главным образом следующие переменные (есть и постоянные величины типа аппетита дилера):
- курс национальной валюты;
- стоимость металла;
- стоимость пластиков и резины;
- стоимость интеллектуальной собственности;
- с недавних пор – функциональность гарантии (не всегда понятно, как производители из недружественных стран будут выполнять свои гарантийные обязательства);
- наличие программ льготного автокредитования и лизинга.
Последний пункт требует разъяснения. Чем дешевле кредит, тем дороже товар. Для профессионалов это один из базовых законов рынка, для потребителя – ловушка, в которую попадают, например, участники программы льготной ипотеки. Процент у них действительно низкий, зато жильё – дороже, чем могло бы быть.
Это прямое следствие из законов баланса спроса, предложения и цены. Льготное кредитование резко увеличивает спрос, а поскольку предложение так же быстро вырасти не может (дом построить или машину собрать – это вам не бизнес-тренинг провести), продавец имеет все возможности для увеличения ценника.
Анатомия цены на подержанное авто
С подержанными автомобилями проще – там актуальные цены материалов роли не играют, а высокая стоимость запчастей часто даже снижает общую цену машины (что немыслимо с новыми авто). Здесь переменных огромное количество, но базовый калькулятор следующий:
- возраст и состояние автомобиля;
- престижность и репутация марки;
- соотношение спроса и предложения в данной категории.
В последние полгода, однако, неожиданно добавился ещё один:
- доступность запчастей.
В самом деле, серьёзный ремонт европейских и американских иномарок в обозримом будущем превратится в настоящий квест с неясным результатом, но гарантированно очень высокой стоимостью. Соответственно, встаёт вопрос, зачем покупать даже хорошего "европейца", если неизбежный ремонт встанет в очень ощутимую копеечку.
С другой стороны, массовый выброс "европейцев" на рынок как раз по этим причинам может сделать стоимость этих машин слишком привлекательной – устоять будет невозможно.
Что с того?
Исходя из наличия программы льготного автокредитования, перспектив ослабления рубля (Мантуров опять воскликнет "Awesome!"), отсутствия перспектив удешевления материалов, спада реальных доходов населения и, разумеется, особенностей национального автоменталитета, можно сделать следующие выводы.
- Новые "санкционные" иномарки, закупленные перед прекращением поставок, будут распроданы до конца года по нынешним ценам; завезённые по параллельному импорту окажутся ещё дороже.
- Подержанные автомобили этой категории будут дорожать в высокой ценовой категории (престиж!) и дешеветь в нижней (дорогой ремонт) – как и в любой кризис, у нас увеличивается разрыв между богатыми и бедными.
- Новые иномарки из дружественных и полудружественных стран будут плавно дорожать вместе с практически неизбежным ослаблением рубля.
- Б/у иномарки этой категории будут дорожать из-за того, что на них перетечёт часть спроса на "санкционные" машины.
- Новые русские автомобили будут дорожать, потому что они пытаются стать лучше – так, в "Лады" уже возвращают подушки безопасности, что, естественно, скажется на цене.
- Наконец, и это лучшая новость, русские автомобили б/у будут дешеветь.
С дальнейшим углублением разрыва между Россией и миром автомобиль постепенно будет вновь становиться предметом роскоши. Конечно, в СССР мы не вернёмся – до унизительных очередей и блата, надеюсь, не дойдёт, – но настало время беречь то, что имеем.