Продавцы дыма, или Инструкция по дестабилизации региона
Обиженный бизнесмен из Иркутска пытается оставить Забайкалье без инфраструктуры по борьбе с пожарами в отдалённых районах. "Царьград Забайкалье" разбирался в хитросплетениях громкого судебного процесса, по которому проходят несколько высокопоставленных лиц региона.
Сегодня, 1 марта в Центральном районном суде Читы состоится очередное заседание по делу о превышении должностных полномочий при заключении госконтракта и служебном подлоге со стороны руководителя краевого департамента гражданской обороны и пожарной безопасности Александра Жужурина. Вместе с ним на скамье подсудимых оказался его заместитель Тумэн Сампилов.
В списке свидетелей - действующий депутат Государственной думы от Забайкалья Андрей Гурулёв, который ещё год назад занимал пост заместителя председателя краевого правительства. О его показаниях, данных в зале суда, "Царьград" сообщал ровно месяц назад. Но, пожалуй, начнём по порядку.
Одно слово меняет всё
История началась ещё в октябре 2020 года, когда после череды ландшафтных возгораний региону срочно потребовалось развернуть сеть противопожарных станций. Тогда на выделенные федеральным бюджетом средства было решено построить три пожарных части в сёлах Ундино-Поселье (Балейский район), Новая Заря (Ононский район) и посёлке Мирная (Оловяннинский район).
Объявленный в октябре 2020 года ФКГУ "Забайкалпожспас" конкурс на заключение госконтракта выиграла иркутская компания "Ремстрой", однако несколькими днями спустя с ней расторгли договор, выбрав другого подрядчика - "Томскэнергосбыт".
Член Совета Федерации России первого созыва, кандидат юридических наук Василий Тарасенко, который сегодня представляет интересы ответчика, утверждает, что иркутская компания решила схитрить. Изменив всего несколько букв в техническом задании, подрядчик решил снять с себя ответственность по подготовке бетонного основания для дальнейшего возведения пожарных частей. Формулировка "подготавливаемое" в заявке была заменена на "подготовленное". А этот вопрос был принципиальным, так как сроки исполнения контракта были очень сжатыми.
Что важнее - процесс или результат?
Поняв, что подрядная организация, выигравшая конкурс, может попросту сорвать работу, а регион останется к новому пожароопасному сезону без сил и средств для борьбы с огненной стихией, забайкальские власти решили отменить результаты торгов. На это у них имелся "железный" аргумент: нарушение Закона о контрактной системе, допущенное участником конкурса.
Но чтобы обойти пресловутый 44-й ФЗ о госзакупках главе департамента ГО и ПБ Жужурину пришлось обратиться через вице-премьера Гурулёва к губернатору края с предложением ввести в трёх обозначенных районах режим повышенной готовности. Это позволило бы напрямую заключить договор о возведении пожарных частей с другим подрядчиком. Что в итоге и было сделано: лимиты средств у "Забайкалпожспаса" отозвали и передали департаменту.
Уже в конце октября контракт был переподписан с томской компанией, которая сразу же принялась за работу. И именно этот момент стал причиной для судебных разбирательств.
Казалось бы, стандартный процесс. Сегодня на примере борьбы с бродячими собаками в регионе мы видим, как введение режима повышенной готовности значительно ускоряет работу и даёт положительный результат. Не тратя времени на бумажную возню заключаются договора с подрядчиками, оперативно строятся вольеры, выделяются средства на отлов, стерилизацию и содержание животных. Чем, скажите, эта работа отличается от защиты населённых пунктов от смертельно опасных пожаров? Вспомните 2019-й год, как в Забайкалье горели степи и леса!
На обиженных воду возят
Как уже было сказано, времени на споры с несостоявшимся подрядчиком у властей не было. Важно было в течение четырёх месяцев построить три пожарных депо, что в итоге и было сделано. 1 марта 2021 года их приняли в эксплуатацию, обеспечили техникой и рабочим составом. На всё - про всё было потрачено 120 млн рублей. Однако обиженный директор томской компании г-н Тюрюханов, по своей же вине лишившийся бюджетных денег, пошёл в суд и заявил о якобы понесённых убытках в размере 12 млн рублей.
Компания, сама же заварившая всю эту "кашу", заявила, что сразу после победы в конкурсе, якобы, начала закупать стройматериалы. Юристы "Ремстроя" предоставили счета на приобретение конструкций, правда, почему-то подписанные в 2021 году, тогда как несостоявшийся контракт был расторгнут ещё в 2020-м. Да и компания-поставщик конструкций, как в последствии выяснилось, также принадлежит оскандалившемуся предпринимателю Тюрюханову. То есть переложив деньги из кармана в карман, он решил, что теперь ему кто-то за это должен.
Василий Тарасенко убеждён, что в упущенную выгоду закупленные материалы не могут быть включены, а вина ответчика не доказана.
Несостоявшийся подрядчик по закону не имел права ничего менять в техническом задании. А заказчик был не просто в праве, а обязан принять решение об одностороннем отказе, так как потенциальный поставщик предоставил недостоверную информацию о своих товарах и услугах. Теперь юристы "Ремстроя" звонят во все колокола и кляузничают, что, мол, их незаслуженно лишили возможности заработать на госконтрактах. Сталкивая лбами прокуратуру, судебную и исполнительную власти, зная, что они сами нарушили закон, эти люди занимаются "торговлей дымом" — в прямом и переносном смысле. Гореть, если что-то случится, придётся не им, а забайкальцам.
"Царьград Забайкалье" будет следить за развитием событий. И надеется, что здравый смысл восторжествует, так как 75-му региону в ближайшие годы нужно возвести ещё как минимум 38 новых пожарных депо. Защищать наш край от лесных и степных пожаров — вот то, чем должна заниматься власть. А не просиживать днями в судах, выслушивая жалобы буквоедов и бумагомарателей, которые только и рады лишний раз "укусить" чиновников. Был бы повод.