Приказ МВД об информаторах: Борьба с преступностью или «стукачество»?
Либеральные господа превратили в абсурд приказ МВД о финансовом поощрении граждан, помогающих расследовать или раскрыть уголовные преступления. Хотя в США система платы за доносы работает довольно успешно
Сегодня вступил в силу приказ МВД, легализующий вознаграждение для граждан России, помогающих в раскрытии преступлений, а также поимке виновных лиц. Суммы денежных поощрений варьируются от 50 тысяч рублей до нескольких миллионов. Самые высокие платы устанавливаются лично министром внутренних дел. Передача средств возможна как наличными, так и через банковский счет. Ранее информаторам платили в исключительных случаях и при поиске особо опасных преступников.
За несколько дней до решения Минюста в соцсетях и СМИ развернулись жаркие споры о целесообразности «платы за доносы». Некоторые пользователи начали пугать тем, что в России создается система, которая будет держаться на постоянном страхе. Мол, все будут писать друг на друга доносы, а из-за чрезмерного усилия отдельных персонажей перед зданиями и отделениями МВД и ФСБ скопятся огромные очереди. И все дойдет до того, что спецслужбы установят норму — «не более одного доноса в месяц с человека».
2020 год: Россияне жили в постоянном страхе, поскольку все писали друг на друга доносы. В своем гражданском рвении они даже утомили спецслужбы, которые ввели норму: не более одного доноса в месяц с человека. https://t.co/mebG175gcd
— Не Тв (@NeTVRussia) 21 августа 2018 г.
Шутки шутками, но установление подобной нормы МВД имеет под собой серьезные основания. Россия находится на 41-м месте в мире по числу убийств, опережая по количеству умышленных убийств на 100 тысяч человек страны ЕС, Китай, США, Индию и Северную Африку.
Кроме того, в мире сохраняется высокий уровень террористической опасности, о чем еще раз напомнила трагедия в петербургском метро в 2017 году и множество терактов, предотвращенных ФСБ в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах под Новый год и во время ЧМ-2018.
Пока российские ВКС остаются в Сирии и помогают Башару Асаду бороться там против боевиков, Россия будет оставаться одной из целей террористов.
Фото: www.globallookpress.com
Помогать полиции стало выгодно: Приказ МВД о миллионном поощрении вступил в силу
Насколько эффективным окажется финансовое поощрение информаторов, говорить пока рано. В Германии и в остальных европейских странах сотрудничество с правоохранительными органами базируется на гражданском долге. Добропорядочный немец и без вознаграждения готов позвонить в полицию и сообщить даже о мелком правонарушении. Например, если какой-то гражданин не убирает за собакой в парке. Законодательно «охотники за головами» или «охотники за вознаграждением» (Bounty Hunter) оформлены пока в двух странах — в Соединенных Штатах и на Филиппинах.
В США традиция получила распространение из-за специфики американской правовой системы. Преступник может быть освобожден под залог до суда, и это создает в нем соблазн сбежать. На те самые деньги, на которые его временно освободили, и нанимают «охотников за головами». Залогодателями в основном выступают банки и страховые фирмы, которые по договору с местными судами обязуются найти и выдать обвиняемого. Финансовые институты на полученные деньги нанимают специалистов («охотников за головами»), которые непосредственно и занимаются поимкой преступников.
Фото: Zoka74 / Shutterstock.com
Стрельба в центре Москвы: Вопросы к полиции
Опыт США доказал, что система поощрений — весьма эффективный инструмент борьбы с преступностью. «Охотники за головами» ловят 30 тысяч беглецов каждый год — это почти 90% скрывающихся от правосудия! По некоторым источникам, ФБР заплатило больше миллиона долларов информатору, который в 1993 году помог предотвратить нападение на нью-йоркский Всемирный торговый центр.
Безусловно, остается много вопросов о функционировании аналогичной системы в России. В первую очередь — возможное злоупотребление в поисках заработка.
С другой стороны, в российском обществе сохраняется негативный образ доносчика или стукача. Также остается открытым вопрос о гарантиях безопасности информаторов, помогающих спецслужбам бороться с террористами.
Однако наличие этих вопросов не отменяет необходимость повышения эффективности борьбы с преступностью в России.