Патентная «замануха» для самозанятых
Счетная палата России под руководством неолиберала Алексея Кудрина обратила внимание на самозанятых и предложила легализовать их выход из тени при помощи патентов для индивидуальных предпринимателей. Настолько ли необходима очередная кудринская новация?
Счетная палата, после того как ее возглавил Алексей Кудрин, из аудиторского контрольного ведомства перерождается в политический и социальный институт. Эксперты заявляли, что экс-министр финансов России намерен наделить ее целым рядом новых функций – от содействия госуправлению с введением системы KPI для министров до анализа и советнической деятельности по социальным проблемам.
Налог с выживания: Самозанятые не спешат "обеляться"
Вопрос о том, что делать с самозанятыми, волнует правительство уже далеко не первый месяц. Ранее первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов не только анонсировал законопроект о налоге на самозанятость в России, но и придумал, как приманить эту категорию граждан, пообещав им льготные условия.
Для вывода из тени людей, которые работают сами на себя, им обещано и удобство расчетов с государством – через специальное мобильное приложение. Однако камнем преткновения остается вопрос о том, кто должен попасть под действие нового закона и как определить самозанятых, когда для федеральных чиновников такие граждане остаются людьми-невидимками, да и сами граждане совсем не спешат заявлять о своем статусе.
Министр финансов Антон Силуанов не только анонсировал законопроект о налоге на самозанятость в России, но и придумал, как приманить эту категорию граждан, пообещав им льготные условия. Фото: www.globallookpress.com
Самозанятность – не бизнес, а явление
Самозанятые граждане, согласно самому общему определению, – это люди, получающие персональный доход с личной трудовой деятельности. В широком смысле – это няни, репетиторы, строители, занимающиеся отделкой квартир, и так далее. По мнению Минфина, такой труд с точки зрения налоговой системы является нелегальным, а это уже основание для того, чтобы заставить людей делиться заработками.
Ранее Минфин предложил ввести налог на «профессиональный доход» в размере 3% для лиц, оказывающих частные услуги и получающих доход до 10 млн рублей в год. Звучали также предложения установить налог на уровне 2,5–4,5% от выручки. Больших средств в казну данный маневр не принесет, но зато поможет (в чем есть большие сомнения) вывести сектор услуг из тени, считают чиновники.
Предполагается, что новый режим заработает с 2019 года, с момента окончания амнистии для самозанятых. Ожидается также, что законопроект о налоге будет внесен в правительство уже в сентябре. Времени остается все меньше, а непонимания у правительства – все больше, считают эксперты.
Минюст также подготовил законопроект, обязывающий самозанятых граждан делать отчисления в Пенсионный фонд и Фонд медицинского страхования. При этом согласия в данном вопросе нет и в самом правительстве. Если Минфин предлагает закрепить ставку налога, то Минюст, например, считает необходимым обложить налогом каждую транзакцию таких граждан.
В бизнес-сообществах выступают решительно против попыток посредством налоговых механизмов отождествлять самозанятых граждан с индивидуальными предпринимателями. Бизнесмен все же имеет штат работников и регистрацию, и совершенно очевидно, что подрабатывающий на дому учитель – это совершенно другое лицо, которому хорошо в «тени».
Росстат установил, что среди самозанятых, о которых ему удалось получить данные, 58% мужчин и 42% женщин. Для сравнения: среди работающих по найму – 50,8% мужчин и 49,2% женщин. 44,6% самозанятых живут в сельской местности, причем большая часть – 35,6% – заняты в сельском хозяйстве. Всего в России, по данным Росстата за 2016 год, нелегально трудятся порядка 15 млн человек. При этом среди самозанятых больше пожилых людей, чем у работников по найму – 10,8% «нелегалов» имеют возраст 60 лет и старше, тогда как в соответствующей возрастной категории находятся лишь 5,3% наемных рабочих.
Фото: Sergey_Bogomyako / Shutterstock.com
Предприниматели без отчетности, но с налогами
К решению проблемы теперь подключилась Счетная палата, что не удивляет, так как стараниями Кудрина у ведомства теперь появляются властные полномочия.
Счетная палата считает, что легализовать труд самозанятых жителей России (то есть фактически заставить их делиться доходами) можно при помощи патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей. По мнению аудиторов, в 2017 году система не смогла вывести «нелегалов» из тени. Из 15 млн трудящихся самозанятых патент применяли 288 тыс. индивидуальных предпринимателей. При этом половина выданных патентов пришлись на Москву, Подмосковье, Крым и Севастополь.
Острая ситуация: 20% учителей России готовы уйти из профессии
Счетная палата предлагает выход: патентная система должна быть «модернизирована и упрощена». За счет чего же выход в налогооблагаемую сферу должен быть интересен самозанятым? В кудринском ведомстве полагают, что гражданам нужно дать право приобретать патент без регистрации в качестве предпринимателя. Ставка налога должна составлять 2-4%, включая страховые взносы на медицинское и пенсионное обеспечение. При этом граждане должны получать право самим выбирать, с какой периодичностью платить новый налог – раз в месяц или в квартал.
Кроме этого, считают в ведомстве, самозанятые должны быть освобождены от ведения отчетности и предоставления ее в налоговые органы. Предлагается также гарантировать им налоговый вычет в размере до 30 тыс. рублей. С этим предложением выступал ранее и Минфин, а глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин заявлял, что ФНС все же хотела бы видеть самозанятых в качестве предпринимателей и готова предоставлять им налоговый капитал в размере до 10 тыс. рублей в случае регистрации.
Отметим, что при этом Счетная палата, Минфин и ФНС совершенно не учитывают ни возрастной состав самозанятых, ни их профессии, ни причины, которые побудили их продавать не свою рабочую силу на рынке труда, а конкретные услуги.
Двойной пресс налогообложения
В регионах России отсутствие работы не редкость. Именно этот фактор толкает людей на самостоятельную занятость – нередко для того, чтобы вообще хоть как-то свести концы с концами. Вместо рабочих мест им предлагают купить патент за 10 тыс. рублей и потом платить налоги с того небольшого заработка, который они имеют.
Кроме этого, часть самозанятых трудится и в легальном поле – например, учителя школ дают уроки на дому, чтобы подзаработать. Естественно, если они и так платят налоги со своей профессиональной деятельности в школах, то им совершенно не интересно ради репетиторства на дому покупать патент.
Но самое главное состоит в том, что правительство и чиновники, аудиторы Счетной палаты, представители Минфина, ФНС и даже Минюста не имеют представления о том, кто же такие самозанятые. Как указывают эксперты, этим и продиктована неразбериха в череде предлагаемых разными ведомствами мер по «обелению» таких работников.
Фото: www.globallookpress.com
Но надо же как-то заманить этих самозанятых в легальное поле, как говорят чиновники, потому что на самом деле нет такой отрасли экономики, в которой все самозанятые были бы сосредоточены. То есть это не отрасль в экономике, не нефтяной сектор, не торговля, не металлургия, это очень широкое и сложное поле,
– сказал Царьграду глава Центра политэкономических исследований Василий Колташов.
По мнению вице-президента «Деловой России» Анастасии Алехнович, слова которой приводит «Коммерсант», в России скоро не останется ведомств, которые не предложили бы свой способ взять налоги с самозанятых.
Они противоречат друг другу и вместе пока выглядят как химера. Вместо того чтобы обсуждать связанное целостное решение внутри правительства, в очередной раз выносятся сырые, отрывочные предложения, не согласованные ни с бизнесом, ни с регионами,
– сказала она.
Колташов и другие эксперты считают, что государство борется с симптомом, а не с болезнью. Вместо того чтобы придумывать новый налог, да еще загонять подрабатывающих в число индивидуальных предпринимателей, государству следовало бы предоставить им возможность спокойно заниматься своей деятельностью и развивать ее, а заодно содействовать созданию легальных рабочих мест.
Из-за отсутствия единой позиции в министерствах и ведомствах даже их представители не в силах сказать, каким в итоге окажется в сентябре текст законопроекта о введении налога для самозанятых.
Но одно уже можно сказать точно - работать этот закон не будет.