Как революция в Йемене влияет на цены на нефть
Йеменские повстанцы атаковали два саудовских танкера, из-за чего Эр-Рияд решил временно приостановить транзит нефти через Баб-эль-Мандебский пролив
Йеменский кризис зачастую остается в тени украинского, сирийского, палестинского и даже ливийского. И это несмотря на то, что гражданская война в Йемене длится уже три года и унесла жизни 10 тысяч людей. Однако отдельные события заставляют мир вспомнить о стране на юге Аравийского полуострова. Но если год назад это было связано с достигшей невиданного размаха эпидемией холеры, то сегодня — с нефтью.
Йеменский конфликт начался в 2014 году, когда движение племени хуситов «Ансар Алла» подняло мятеж против президента Абд Раббо Мансура Хади и взяло под контроль северо-запад страны со столицей Саной. Хуситы — шииты, поддерживаются Ираном. Центральное правительство составляют сунниты. В марте 2015 года Саудовская Аравия и коалиция из арабских стран (Бахрейн, Катар, ОАЭ, Кувейт, Египет и т. д.) приступили к воздушной операции против повстанцев. На бомбежки интервентов хуситы ответили запуском ракет по Саудовской Аравии. Некоторые снаряды поразили заводы главной нефтяной компании королевства Saudi Aramco.
Инфографика: Телеканал «Царьград»
Атака хуситов на танкер привела к заморозке транзита нефти Саудовской Аравией
Важнейший перевалочный пункт нефти
Сегодня хуситы добились того, о чем аналитики предупреждали с первых дней конфликта. Обстрелу подверглись два крупных нефтяных танкера Саудовской Аравии в Красном море. Один из них был поражен снарядом и доставлен в ближайший порт. Судна перевозили по два миллиона баррелей «черного золота» и следовали в направлении Баб-эль-Мандебского пролива. Эта узкая полоса воды шириной в 29 км является четвертым важнейшим пунктом транзита нефти в мире, через который проходит около 3,8 млн баррелей в сутки.
Для Саудовской Аравии пролив имеет важнейшее значение. Около 40% нефтяного экспорта королевства проходит именно по этому маршруту, следуя в Америку и Европу.
Инфографика: Телеканал «Царьград»
Из-за угрозы безопасности танкерам саудовский министр энергетики Халид аль-Фалих объявил о временном прекращении нефтеперевозок через Баб-эль-Мандеб.
В интересах безопасности кораблей и их экипажей, и дабы избежать риска утечки нефти, Saudi Aramco временно останавливает все перевозки через Баб-эль-Мандеб»,
— сказал аль-Фалих.
В Сирии произошел страшный теракт. Почему молчат СМИ в США, Европе и даже России?
Рынки мгновенно отреагировали на для кого-то плохие, для кого-то хорошие новости с берегов Аравии. Цена нефти марки Brent выросла на 1,1%, достигнув 74,36 долларов за баррель. Россия, по всем известным причинам, тоже в плюсе.
Альтернативные маршруты
Сколь долго будет заморожен саудовский транзит, пока неясно. Угрозу новых ракетных обстрелов хуситов никто не исключает. Но у Эр-Рияда есть альтернатива. На западный берег в обход опасного пролива проходит нефтепровод «Восток — Запад» с мощностью пять миллионов баррелей в сутки. Поставляемая через эту трубу нефть дальше прямиком попадает в Суэцкий канал и без всяких рисков экспортируется в Европу. Другая опция — нефтепровод Sumed (Suez-Mediterranean pipeline) в Египте, берущий начало в нижней части Суэцкого канала и выходящий в порт Александрии. Saudi Aramco имеет 15-процентную долю в Sumed pipeline. Так что Саудовская Аравия, несмотря на временное сокращение экспортных мощностей, от которого получают выгоду ее конкуренты — США и Россия, — может вскоре восстановить статус-кво.
Инфографика: Телеканал «Царьград»
Худший сценарий
Иной была бы ситуация, если бы эскалация конфликта в Йемене привела к полной блокаде Баб-эль-Мандебского пролива, что ударило бы по поставкам Кувейта, Ирака, ОАЭ и вынудило бы их транспортировать нефть мега-затратным способом — огибая всю Африку.
Израиль срывает операции против ИГИЛ. Зачем?
Еще более мощный удар по рынку из Персидского залива нанесет закрытие Ормузского пролива — главных нефтяных ворот мира (17 млн баррелей в сутки). Такие угрозы уже звучали из уст представителей Корпуса Стражей Исламской Революции Ирана, ведущего борьбу с Саудовской Аравией во всем регионе — от Йемена и Сирии до Ирака и Ливана.
Деньги или мир на Ближнем Востоке
Сложившаяся ситуация в Йемене, да и в некоторых других кризисных зонах — Ливии (закрытие экспортного порта) и Венесуэле (политический кризис) — подгоняет цены на нефть, что сулит дополнительные финансовые вливания в российский бюджет. В то же время Россия выступает сторонником мирного решения йеменского конфликта, поддерживая отношения как с официальным правительством и их кураторами из Эр-Рияда, так и с хуситами и их «опекуном» Ираном. На днях хуситы напрямую обратились к Владимиру Путину с просьбой остановить войну, что говорит о высоком потенциале Москвы как медиатора.
С учетом гибкости и перенасыщенности нефтяного рынка и крайне низкой вероятности закрытия важнейших нефтяных артерий в регионе, как Ормузский пролив, все же надо признать, что ставка на цены на нефть — вещь конъюнктурная. Утверждение своей позиции в качестве миротворческой силы принесет России больше дивидендов, как это наглядно показала ситуация в Сирии.