Дело Шамсутдинова: убийца восьми человек не доволен сроком
Адвокаты солдата-срочника подали апелляцию на приговор, по которому Шамсутдинов должен отправиться в колонию строгого режима на двадцать четыре с половиной года. Сторона защиты и подсудимый посчитали такой приговор слишком суровым.
28 января на сайте Второго восточного окружного военного суда появилось сообщение, в котором говорится, что защита Рамиля Шамсутдинова, приговорённого к 24,5 года колонии строгого режима за расстрел сослуживцев в воинской части Забайкальского края в октябре 2019 года, обжаловала приговор.
«Обжалование приговоров… Дата поступления - 28 января 2021. Вид жалобы — апелляционная жалоба. Заявитель — защитником (адвокатом)», — сообщает суд.
21 января суд назначил Шамсутдинову 24 года и 6 месяцев колонии строгого режима. Также его обязали выплатить семьям погибших и пострадавших компенсацию морального вреда на общую сумму 9,8 млн руб.
Напомним, что трагедия произошла осенью 2019 года в воинской части под Читой 20-летний солдат-срочник Рамиль Шамсутдинов из Тюменской области открыл огонь по сослуживцам, застрелив восьмерых и ранив двоих.
Личность убийцы
Рамиль Шамсутдинов родом из поселка Северный Вагай в Тюменской области. Его и двух братьев воспитывал отец. Мать ушла от них в 2001 году, в 2013-м умерла.
Отец срочника Салим Шамсутдинов во вторую Чеченскую полгода служил в Чечне, был следователем в МВД, работал в МЧС.
Шамсутдинов с детства мечтал о службе в армии. В школе он учился в специализированном кадетском классе. В юношестве увлекался греко-римской борьбой, занимался в группе добровольной подготовки к службе в армии «Русичи».
После девятого класса Рамиль поступил в Тобольский рыбопромышленный техникум. Окончил его по специальности «Судовождение».
Расправа после дежурства
Шамсутдинова отправили служить в воинскую часть 54160 под Читой. Большинство военнослужащих этой в/ч живут в закрытом военном городке Горном, до 1994 года известном как Чита-46. На момент трагедии парню было 20 лет, он успел отслужить всего четыре месяца.
Вечером 25 октября подразделение немедленного реагирования войсковой части № 54160 (14 человек, в том числе Шамсутдинов) возвращалось в расположение после суточного дежурства. В 18:20 рядового Шамсутдинова сменили с поста. Он должен был разрядить свой автомат. Разрядил он его в своих сослуживцев.
Жертвы преступника
Жертвами Шамсутдинова стали восемь военнослужащих: два офицера, один контрактник и пятеро срочников.
Капитану Владимиру Евсееву было 30 лет. Он окончил Военную Академию ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого в Серпухове. Служил в войсках, связанных с воздушной обороной и ВВС. С семьей жил в гарнизоне в Горном. Дома остались жена и маленькая дочка.
29-летний старший лейтенант Данил Пьянков. Окончил Нахимовское военно-морское училище, а затем Военно-инженерный институт в Санкт-Петербурге. Дома осталась молодая жена.
Сержант Роман Ковалев родом из Забайкальского края. Отслужил три срока по контракту. Дома остались жена и дочь, которой всего три годика. Похоронили Романа в родной деревне Кука.
Рядовому Егору Богомолову было 20 лет – совсем мальчишка. С самого детства мечтал стать пограничником. До дембеля ему оставалось 25 дней.
Рядовой Артём Никишин в 20 лет был призван в армию после окончания с красным дипломом Алтайского государственного колледжа с красным дипломом. Служить ему оставался всего один день.
21-летний рядовой Анатолий Куропов заступил в свой последний караул всего за несколько дней до окончания службы. За год до гибели сына родители потеряли дочь – она умерла от рака. После смерти Анатолия пожилые родители остались совсем одни.
Две недели до дембеля оставалось рядовому Андрею Покотило, которому было 20 лет.
У 19-летнего ефрейтора Алексея Андреева дома остались отец, мать и молодая невеста.
Когда первый магазин был израсходован, Шамсутдинов присоединил новый и продолжил стрельбу. Увидев, что капитан Евсеев и старший лейтенант Пьянков еще подают признаки жизни, солдат добил их несколькими выстрелами.
Двое военнослужащих получили ранения и попали в больницу:
- оператор по техническим средствам охраны, рядовой Владислав Шпак;
- рядовой Евгений Графов.
Через 20 минут после стрельбы Шамсутдинова задержала группа антитеррора.
Признание вины
В сентябре 2020 года уголовное дело Рамиля Шамсутдинова передали в суд. Он признал вину, экспертиза показала, что убийца психически здоров. Дело рассматривали с участием присяжных заседателей.
В суде адвокаты Шамсутдинова настаивали, что во время расправы он находился в состоянии аффекта. Солдат утверждал, что перед случившимся ему не давали спать три дня.
Приговор
Государственное обвинение запросило максимальный срок для Шамсутдинова — 25 лет в колонии строгого режима. Суд дал срочнику 24,5 года колонии строгого режима. Крмое того суд постановил, что стрелок обязан выплатить семьям погибших и пострадавших компенсацию морального вреда на общую сумму 9,8 млн рублей.
Решением суда оказались недовольны все стороны: и защита, и обвинение, и родные жертв. Родные жертв и обвинение посчитали приговор слишком мягким и решили его обжаловать, сообщил их адвокат Сергей Грицко.
Шамсутдинова, его родные и защита сочили приговор чрезмерно суровым и жёстким. Адвокат подсудимого Руслан Нагиев в интервью СМИ, что намерен обжаловать решение суда. «Это слишком большой и суровый срок. Ещё раз повторюсь, мы не оправдываем Рамиля, но, на мой взгляд, речь идёт об убийстве в состоянии аффекта. За это законом предусмотрен срок до пяти лет лишения свободы, и такой вариант нас бы устроил, безусловно», — сказал Нагиев.
Однако Шамсутдинову не стоит рассчитывать на значительное сокращение срока, предположил в беседе с «Царьградом» адвокат Алишер Захидов. «Возможно, снизят месяца на три-четыре. Но не больше. Такой большой срок однозначно говорит о его виновности», — объяснил юрист.
По его мнению, смягчения приговора стоит ждать по отбытии не менее пяти-семи лет в колонии. «Он должен будет подтвердить свое примерное поведение, отсутствие нарушений правил внутреннего распорядка, отсутствие нареканий со стороны администрации, прокуратуры, инспекции по надзору. И только затем будет возможен перевод на облегченные условия режима», — рассказал эксперт.