Национальная самобытность или русскость: Эксперт объяснил вспышку "нетерпимости" в МРГИ-РГГУ
Этничность стала самым или одним из самых доступных способов социальной солидарности, отмечает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев, комментируя ситуацию в МРГИ-РГГУ. По его словам, важно понимать, что столкновение культивируемой элитами национальной самобытности и культурной открытости, которая есть в России, может привести к конфликтам.
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев в комментарии Царьграду объяснил природу конфликта в МРГИ-РГГУ. По его словам, процесс искусственно взращиваемой на Северном Кавказе культурной самобытности начался несколько десятков лет тому назад. Элиты в тот период решили, что главное их достояние - это национальная самобытность, которая требует замкнутости, культурной замкнутости. И эта политика с тех пор разными силами проводится в жизнь более или менее последовательно.
Важно понимать, что дело не во властях, а в элитах, подчеркивает Силаев.
При этом российский консерватизм, русский консерватизм во всех его проявлениях появился уже позже как определяющий тренд, и никогда не носил и не будет носить такого массового характера, какой консерватизм носит на Кавказе.
Элиты, взращивающие среди народа стремление к культурной замкнутости, получают важный ресурс в торге с федеральным центром.
"Они получают позицию посредников между обычным порядком государственного управления, при всех его понятных недостатках, и северокавказскими обществами. Культурная замкнутость - это способ для северокавказских элит сделать себя незаменимыми, их место в политической системе России. Я подчеркиваю, в политической системе России. За пределами нашей страны это всё такого значения не имеет", - пояснил он.
При этом, указывает эксперт, важно понимать, что культурная замкнутость имеет два следствия - в частности, воспитанным в духе этой культурной замкнутости впоследствии легко найти общий язык, они легко соединяются вот в некий коллектив, но в то же время этим гражданам очень трудно сделать карьеру на общих основаниях.
При этом русскость - это в первую очередь культурная открытость и лояльность к государственным институтам.
Потому, когда отдельная группа, которая управляется по-своему, в которой есть совершенно особые законы и особая жизнь, говорит, мол, не лезьте к нам, тут как раз и проходит вот эта граница между гражданским и негражданским, между культурным большинством и разнообразными культурными меньшинствами, поясняет эксперт.
Потому в России для адаптации северокавказских студентов начали вводить ряд мер. В частности, в ряде университетов ввели курсы этикета, в некоторых культурных организациях Северного Кавказа сменилось руководство.
Силаев поясняет, что в РФ стала проводиться так называемая практика вмешательства с целью защитить своих.
"На мой взгляд, проблема как раз в том, что этничность стала самым или одним из самых доступных способов социальной солидарности. А никаких других механизмов социальной солидарности, действенных, наша политическая система не предоставляет. Вот пока она не будет представлять другие действенные инструменты, механизмы социальной солидарности - все эти истории будут повторяться. Хотя, конечно, в любом случае нужен участковый", - резюмировал специалист.