Заказное письмо: «Боинг» сбил Путин
Открытое письмо родственников жертв трагедии «Боинга» МH17 — образец очень качественной военной пропаганды
Во вторник на своих страницах либеральная «Новая газета» опубликовала открытое письмо, которое написали россиянам родственники погибших в катастрофе самолета «Боинг» MH17, произошедшего на востоке Украины в июле 2014 года. Оно полно слез, жалостливых вздохов, заклятий против слепой ненависти, понимания чувств граждан России. Авторы все время говорят о своей эмоциональной трагедии и сравнивают ее с трагедией родственников жертв другого «Боинга», уничтоженного террористами над Синаем. И их трудно осудить. Человека, потерявшего родных и близких, вообще трудно осуждать за что-либо, кроме одного — торговли своей памятью, предоставления ее для использования в чужих корыстных политических играх.
Но в данном случае происходит именно это. Авторы не требуют правосудия, они, увы, торгуют своей болью. У письма есть конкретная, узкополитическая цель, совершенно не связанная с целью расследования ужасной трагедии в небе над Донбассом в июле 2014 года, — создание бойкотной атмосферы вокруг чемпионата мира по футболу, стартующего в России в середине июня. То, что письмо является не спонтанным актом, а частью спланированного информационного наступления на Россию, видно хотя бы из того, что оно появилось ровно за день до того, как «международное следствие» обнародовало свои, все столь же голословные, как и прежде, антироссийские выводы.
На протяжении всего письма родственников жертв через эмоциональные слезовыжимательные моменты, оговорки и рассуждения о том, что все неоднозначно, проходит одна-единственная твердая и бескомпромиссно выраженная мысль: ответственность за трагедию несут российские власти. Причем не кто-нибудь, а вполне конкретный человек — Владимир Путин. Говорится это с лицемерными, не побоюсь этого слова, ужимками, но вполне внятно: «Написать письмо нас подтолкнул тот факт, что чемпионат мира по футболу пройдет в России, а открывать его будут лидеры, которых мы считаем ответственными за гибель наших близких».
Поскольку вряд ли ЧМ-2018 будут открывать представители российских силовых ведомств и генералы, да и вряд ли премьер или вице-премьеры, а будет это прерогативой президента страны, то указующий перст направлен именно в него. «Боинг сбил Путин». Собственно, именно так заявляла западная пропаганда с первых часов конфликта, и ничего с тех пор не изменилось.
Голландцы «сбросили» Боинг MH17 на чемпионат мира по футболу
Давайте на секунду не будем оспаривать утверждение (хотя оно и заведомо ложно), что самолет сбили российские военные, якобы действовавшие тайком на территории Донбасса. Поверим голландским следователям на слово. Но каждый, кто знает, как устроена схема принятия решений в России, может без всякого риска поклясться самыми страшными клятвами и дать голову на отсечение, что президент не мог знать о таком деянии заранее. Исключено, чтобы он его санкционировал, и то же касается любых других вышестоящих лиц — министра обороны, командующего ВВС. Никто из них санкционировать удар по гражданскому самолету не мог ни при каких обстоятельствах. Чтобы установить этот факт, авторам письма потребовалось бы совсем немного поизучать Россию в действительности, а не через западную прессу и сериалы.
Они либо не поинтересовались, что такое Россия, либо, тыкая пальцем в Путина, заведомо лгут. И, в общем, сами это отлично понимают. Спасительной лазейкой для них служит концепция «косвенной вины». Оказывается, Путин виноват не потому, что сбил самолет, а «в конечном счете»:
Мы не обвиняем российский народ в случившемся. Мы не против вас. Мы считаем, что российское государство и его лидеры несут в конечном итоге ответственность за гибель членов наших семей».
То есть «российские лидеры» виновны, по мнению авторов, в гибели «Боинга» не потому, что приказали его сбить, а потому, что проводили политику, которая привела к возникновению обстоятельств, которые в свою очередь привели к гибели самолета. Иными словами, под своими витиеватыми оборотами авторы письма скрывают простую мысль: Россия виновата перед жертвами «Боинга» и членами их семей в том, что не оставалась безучастной к развязанной на территории Донбасса войне против его восставшего русского населения. Ведь если бы мифический «Бук» имел место быть и приехал с территории России, то, наверное, затем, чтобы выполнять свою прямую задачу — осуществление противовоздушной обороны Донецка, Луганска и других городов в зоне восставших республик. Иначе что бы он там делал, если бы был?
Мемориал жертвам катастрофы MH17 в Нидерландах. Фото: www.globallookpress.com
И тогда следующий вопрос. А от кого или от чего приходилось бы осуществлять противовоздушную оборону Донбасса летом 2014 года? Может быть, от инопланетян? Или от гитлеровских «Люфтваффе»? Или от американских «Томагавков»? Нет. Жизни мирных людей, которые точно так же хотели жить, как и пассажиры «Боинга», угрожали ВВС Украины, президентом которой к тому моменту уже был П. А. Порошенко.
Думаю, что многие и многие в России запомнили страшный день 2 июня, когда украинская авиация нанесла удар по дому правительства в Луганске. Многие помнят искаженное страданием лицо министра здравоохранения ЛНР Натальи Архиповой, которой взрывом оторвало ноги. Помнят радостный смех в украинском секторе Интернета и шутки про «взорвавшийся кондиционер». Сколько бы еще продолжался этот пир гуманизма, и какие формы он принял бы, неизвестно. Но с какого-то момента налеты ВВС Украины по тем или иным причинам прекратились. И это прекращение вряд ли было добровольным.
Авторы отделываются от обстоятельств донбасского конфликта таким пассажем:
Мы знаем, что взаимоотношения России и Украины имеют долгую историю, и есть разные точки зрения на то, что привело к конфликту в 2014 году. Нет безупречных государств, не безупречны в том числе и наши. Все народы имеют право на процветание, если не нарушают прав других. И все стороны должны быть готовы посмотреть в лицо правде о своей роли в войне. Но независимо от предыстории и обстоятельств ничто не сможет оправдать атаку на пассажирский самолет и убийство людей на борту».
Из этого построения следует, что оправдать ракетно-бомбовый удар по мирному населению, видимо, что-то может, потому что в противном случае избирательность политических обвинений просто поразительная. Российские власти в появлении мнимого «Бука», якобы убившего мирных людей, виноваты, а украинская власть, убивавшая мирных людей с помощью боевой авиации, никак в появлении этого «Бука» не виновата. Такой ход мысли, разумеется, ничего общего с гуманизмом и равной справедливостью для всех жертв не имеет. Перед нами заурядная попытка использования имен и трагедии пассажиров «Боинга» ради защиты права украинских властей убивать детей в Донецке, Луганске и Горловке, и то, что письмо появилось одновременно с возобновлением активных убийств, придает гуманизму его авторов весьма специфический запах.
Получены доказательства подготовки Украиной удара по Донбассу и ЧМ-2018
Впрочем, теперь остается задать главный вопрос — «а был ли "Бук"?», которым с такой легкостью оперируют голландские следователи, и который столь несомненен для авторов «письма несчастья». Из вышесказанного очевидно, что никакого намерения или заинтересованности в гибели самолета, не говоря уж о санкционировании, ни со стороны российской власти, ни со стороны ополченцев не было и быть не могло. Зато интерес украинских властей был совершенно очевиден: трагедия давала надежду возобновить воздушные атаки на донбасские города без риска какого-либо ответа. Опозоренная Россия должна была устыдиться и убежать.
Ответ на ключевой вопрос каждого следствия — «qui bono?» («кому выгодно?») — в данном случае очевиден для всех. А как убийство трех сотен пассажиров было осуществлено технически — интересный вопрос для реального расследования, которого мы не видим: версии варьируются от прямого уничтожения украинскими ВВС или «Буком» до провокации и манипуляций со стороны диспетчеров, «международное следствие» попросту не рассматривает, поскольку виновный заранее уже назначен.
Напомню только, что российское Минобороны категорически отрицает, что какие-либо наши «Буки» пересекали границу России, а оснований доверять ему у меня лично куда больше, чем голландским расследователям или авторам пафосных писем, не замечающих даже нравственной порочности своих аргументов и попыток назначать виноватых. Причем назначение производится чисто политическим путем, так как западные инстанции, направляющие следствие, вполне солидарны с украинской властью в главном посыле: «право украинских ВВС убивать мирных жителей Донбасса должно быть священно и неприкосновенно».
Международная следственная группа представила первые результаты расследования катастрофы Boeing МН17 «Малайзийских авиалиний». Фото: Peter Dejong/AP/ТАСС
Именно защите этого права на убийство и посвящено, по сути, письмо родственников жертв. Они не сказали жителям Донбасса: «Наших детей убили те же, кто хотел убивать ваших детей». Они сказали нечто прямо противоположное: «Мы хотели бы, чтобы ваших детей беспрепятственно убивали, а наши дети над этим безопасно летали». И эта чудовищная, невероятная слепота тем более удивительна, что она обозначилась задним числом, когда люди уже погибли. Несмотря на их гибель, авторы все-таки решили не видеть чужой скорби и боли, не разбираться в политических механизмах трагедии. А значит, получается, диалог на языке гуманизма в данном случае лишен смысла. Все хотят уважения только своего права на жизнь, не думая о чужом.
Но и свою субъективную эгоистическую правду авторы письма использовали странно. Не ради действительных справедливости и правосудия, а для поверхностной политической кампании с нападками на чемпионат мира по футболу в России. Уже понятно, что его не отменят, что никакого массового бойкота ждать не приходится. Уже понятно, что все эти напоминания и угрозы используются исключительно в мелочных дипломатических играх вокруг второстепенных деталей закулисного диалога. И «продавать» свою трагедию и свою боль так дешево, ради подковерных перестукиваний, значит, ценить жизнь своих близких и свою боль очень невысоко.
Существует, впрочем, версия, что вся эта суета вокруг мирового первенства является лишь подготовкой к масштабному наступлению ВСУ на Донбасс. И от России будут добиваться того, чтобы она смотрела на этот кошмар сложа руки, в том числе и размахивая нашей мнимой виной за «Боинг». Если это так, то авторы письма продали свое горе не просто задешево, а ради того, чтобы убийцы безнаказанно оборвали еще тысячи и тысячи жизней.