Слезы Югославии и кровь Европы
Погружающаяся в кошмар наяву Европа сегодня отвечает в том числе за свой югославский грех 1999 года
Сотни, даже тысячи молодых людей стоят на городских мостах с мишенями на груди. С ними старики и дети. Вот пацаненок в четнической шапке со свечой в руке. А вот встревоженный отец взял маленькую дочурку на плечи. Они тоже мишени. Вокруг нежная зелень, все цветет. И нестерпимо пахнет гарью. Горит любимый город. Белград, Нови-Сад, Ниш, Ужице, Крагуевац, Панчево... Это лишь некоторые из сербских населенных пунктов, подвергшихся весной 1999-го натовским бомбардировкам.
Бомбили и черногорскую Подгорицу: в отличие от местных либералов, враг не различал сербов и черногорцев - и те и другие выбивались из "евростандарта", навязываемого из-за океана. Некоторым казалось: это реванш за 1945 год. Нет, месть Запада православной Югославии имела куда более глубокие исторические корни. В те трагические дни, начавшиеся 24 марта 1999 года, Белград весьма напоминал Царьград 1204 года.
В отличие от католических "крестоносцев", натовские каратели видели убиваемых ими православных людей лишь на экранах электронных прицелов. Их мечи не были обагрены кровью, но смертей и страданий в те весенние дни (в 1999-м, как и в 1204-м, для православных христиан пришедшиеся на период Страстной седмицы и Светлого Христова Воскресения) натовцы принесли не меньше, чем фряги и прочие латиняне, разорившие Константинополь в начале XIII века.
Разрушенный город Алексинац, 1999 год. Фото Сергея Величкина/ТАСС
Уже 25 марта, на следующий день после начала натовской агрессии, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил скорбное послание своему собрату и сослужителю - Патриарху Сербскому Павлу (а меньше чем месяц спустя, в разгар натовских бомбежек, 70-летний Патриарх Алексий II бесстрашно посетил пылающую Югославию):
"Вся Полнота Русской Православной Церкви с глубокой сердечной болью восприняла весть о бомбардировках территорий братской русскому православному народу Республики Югославии. Вновь на многострадальной Сербской земле льется кровь мирных жителей, погибают самые незащищенные - старики, женщины, дети. Грубой военной силой разрушаются жилые дома, промышленные объекты, памятники культуры, веками бережно хранимые сербским народом. Несмотря на протесты многих здравомыслящих людей, грубый прагматизм военных политиков НАТО возобладал над ответственной рассудительностью и терпеливой, кропотливой дипломатической работой по мирному урегулированию косовской проблемы. Однако верующее сердце знает, что кровь невинных жертв вопиет к Богу, и Бог никогда не бывает поругаем..."
"Бог поругаем не бывает". Эти слова апостола Павла широко известны. Как и другие слова Священного Писания: "Мне отмщение, и Аз воздам". Однако католическая Европа давно их позабыла, а потому неудивительно, что за столетия противостояния с православной Византией, Русью, Югославией собрала горящие угли на собственную голову. И именно сегодня эти угли посыпались на головы простых европейцев, виновных лишь тем, что тихо и комфортно покорились богоотступничеству (апостасии). Отступлению, начавшемуся с горделивого противопоставления римских пап авторитету святых отцов первого тысячелетия от Рождества Христова, а завершившемуся парадами содомитов по улицам древних христианских столиц и их постепенной оккупацией куда более пассионарными "гостями" из стран Ближнего Востока и Африканского континента.
И ведь весной 1999-го, когда мирные сербы, в одночасье ставшие живыми мишенями, умоляюще скандировали: "С-300!" - надеясь, что братская Россия решится помочь им хотя бы системами ПВО, еще можно было остановить кровавый маховик, ныне перемалывающий всю Европу. Если бы мы ответили нашим "западным партнерам" не только "разворотом над Атлантикой" Евгения Примакова и нашим героическим, но в итоге оказавшимся бессмысленным "броском на Приштину", европейцы сегодня горячо бы благодарили и Россию, и Югославию.
Российские миротворцы входят в зону ответственности США. Югославия, июль 1999 года. Фото Сергея Метелицы/ТАСС
Да и не только европейцы. Ведь если бы тогда воздушные посланцы американской демократии посыпались на сербскую землю, уцелела бы не только православная Югославия. Относительно спокойная и мирная жизнь продолжалась бы в Ираке. Продолжали бы цвести североафриканская Ливия и ближневосточная Сирия, а мир не узнал бы, что такое "арабская весна", ИГИЛ, геноцид христиан и езидов. Как не узнал бы и Донбасс, кто такие украинские каратели.
Конечно, применять сослагательное наклонение к историческим событиям считается моветоном, но здесь логика элементарна. И путинское "Вы хоть понимаете теперь, чего вы натворили?", обращенное к западным "партнерам", стоит отнести к событиям не только последнего десятилетия, но всей четверти века, начавшейся с крупнейшей геополитической катастрофы XX века.
И именно события 1999 года в этой трагической череде стали своего рода "точкой невозврата", когда кровавый грех, совершенный Западом против Югославии, уже не мог остаться без воздаяния. Можно ли избавиться от этого греха? Как христианин, уверен, что даже сегодня, после всего, что случилось, нельзя отрицать эту возможность.
Способ избавления не нов и прост: покаяние.
Способна ли на него Европа? Наивно надеюсь, что да.