"Не хотел душить", но поджидал в каждом лифте: Как жестокий маньяк получил "по шапке" от жертвы
Маньяк многие месяцы держал в страхе весь Магнитогорск. Школьницы боялись заходить в лифт, а взрослые собирались в дружины, чтобы патрулировать улицы. Конец череде жестоких преступлений положила боевая девчонка и… потерянная испуганным маньяком шапка.
Страшная находка, которую сделали июньским утром 1989 года на местной голубятне, потрясла весь Магнитогорск. Заглянувший покормить питомцев хозяин увидел тело девушки, прикрытое упаковочной бумагой. И сразу вызвал правоохранителей.
Взглянув на шею погибшей, милиционеры и без экспертов поняли, что стало причиной смерти. Уж больно хорошо выделялась на ней та самая странгуляционная борозда, которую считают характерным признаком удушения.
А дальше, как вспоминал позже психиатр Юрий Прокопенко, город встал на дыбы.
Половина испугалась, половина была в гневе. Требовали от милиции принять немедленные меры.
Люди паниковали инстинктивно. Тогда они ещё не осознавали, что в Магнитогорске появился жестокий преступник, что будет держать город в ужасе ещё многие месяцы. И он же станет последним маньяком Советского Союза.
Последний оставшийся в живых маньяк Советского Союза Дмитрий Гридин. Фото из материалов уголовного дела.
"Я не хотел их душить"
Потерпев фиаско на любовном поприще, 21-летний Дмитрий Гридин стал искать на улицах Магнитогорска женского внимания. Но делал он это совершенно странным образом — без лишних разговоров сразу лез к незнакомкам обниматься. Естественно, дамы на улице от Гридина просто шарахались. Так и не поняв, что он не делает не так, Дмитрий перешёл к насилию.
Гридин говорил:
Я не хотел их душить — мне их агония нравилась, что они дрожат, я от этого испытывал какое-то невероятное ощущение.
— вспоминал позже бывший замначальника Правобережного РОВД Магнитогорска Виктор Токарев.
Девушка с голубятни — студентка местного педагогического института Танзиля Усманова. Именно она стала первой жертвой Гридина. Тогда душитель не оставил следов, да и свидетелей расправы не нашлось, что на долгое время поставило следователей в тупик.
Как это обычно и бывает с маньяками, вторая жертва не заставила себя ждать. Гридин подкараулил 16-летнюю школьницу в подъезде, зашёл с ней в лифт, а затем задушил. Следующее преступление он провернул по похожей схеме, тем самым заработав "профессиональное" прозвище — Лифтёр.
13-летняя Ира Сорокина чудом выжила, но лица своего обидчика так и не запомнила. Тем временем Магнитогорск охватила настоящая паника — горожане сбились в народные дружины и принялись патрулировать улицы посменно.
Люди паниковали инстинктивно. Тогда они ещё не осознавали, что в Магнитогорске появился жестокий преступник. Фото:Tero Vesalainen/Shutterstock
Ложный след
Дружины не смогли поймать маньяка, однако свою службу сослужили — преступников на улицах Магнитогорска серьёзно поубавилось.
А в скором времени один из подозреваемых признался в убийстве школьницы в лифте. Мужчина по фамилии Топчев заявил, что девушка его оскорбила, однако тщательный допрос показал, что житель Магнитогорска к преступлению никакого отношения не имеет, зато имеет проблемы с психикой.
Пока следователи выслушивали нескладные и сбивчивые сочинения Топчева, произошло четвёртое нападение. Однако в этот раз Лифтёру крупно не повезло — жертва дала неожиданный и мощный отпор.
18-летняя Лена Некрасова оказалась девушкой боевой и с увесистой сумкой, которой и ударила несколько раз по голове обидчика. Тот опешил, что дало ей время на побег из лифта. Девушка сразу бросилась к дверям ближайших квартир, где и нашла убежище. Преступник сбежал, а Лена вызвала милицию. Теперь у стражей порядка наконец-то появился примерный портрет Лифтёра. К сожалению, помогло это следствию не сильно. Они проверили около 200 похожих мужчин, одному жителю Магнитогорска так не везло, что ему даже выдали справку, что он не маньяк: настолько часто его ошибочно задерживали.
Тем временем настоящий Гридин просто надел очки и будто сделался для проверяющих невидимкой. И в сентябре 1989 года расправился с ещё одной школьницей.
25 ноября того же года Гридин пошёл по пятам за молодой спортсменкой Любой Зыкиной. Девушка слышала о нападениях, а потому была начеку. Помогли и занятия спортом, так что получивший яростную сдачу преступник ретировался из лифта, выронив шапку и очки.
Родители Любы быстро разнесли весть о преступнике, потерявшем шапку, "сарафанное радио" дошло до дружины, а те быстро скрутили единственного мужчину, оказавшегося на улице в 20-градусный мороз без головного убора.
Риск самосуда был слишком велик, а потому Гридина водили из суда окольными путями. В октябре 1990 года последнего маньяка Советского Союза приговорили к расстрелу, однако заменили меру на пожизненное, которое Гридин и по сей день пытается скостить и выйти по УДО. К счастью, тщетно.