Честь солдата: архивные данные раскрыли правду о 28 панфиловцах и неизвестных защитниках Москвы
В День Неизвестного Солдата Минобороны РФ рассекретило документы, рассказывающие о подвигах защитников Москвы, имена которых и сегодня остаются неизвестными. Другие архивные данные раскрывают правду о 28 панфиловцах и защищают честь солдат, отдавших жизни в бою у Дубосеково.
Накануне 25-й годовщины разгрома гитлеровских войск под Москвой, 3 декабря 1966 года, из братской могилы к Кремлевской стене торжественно перенесли прах Неизвестного Солдата.
52 года спустя, 3 декабря 2018 года, впервые оказались представлены рассекреченные документы, позволившие защитить честь неизвестных солдат от попыток представить их выдумкой, плодом пропаганды. И отстоять вечную память о подвигах героев обороны Москвы.
Контрразведка установила
Споры о том, существовали ли в действительности 28 героев-панфиловцев, начались почти сразу после того, как в газетах появились первые заметки о страшном бое при Дубосеково, где переброшенные из Алма-Аты стрелки без тяжелого вооружения ценой своих жизней остановили танковый прорыв на волоколамском направлении.
Почти сразу после войны, в 1948 году, военная прокуратура проверяла достоверность изложенных журналистами фактов и обнаружила некоторую путаницу. А в 1966 году журналистское расследование выявило факт подмены при составлении списка тех самых 28 панфиловцев при награждении их звездами Героев посмертно.
«Черная смерть»: Шесть легендарных операций русских морпехов
Новую волну обсуждений, являлся ли подвиг 28 стрелков плодом «советской пропаганды» или в действительности имел место, спровоцировал выход в 2016 году военной драмы «Двадцать восемь панфиловцев». Тогда, еще до премьеры, директор Госархива Сергей Мироненко обратил внимание общественности на справку-доклад главного военного прокурора, в которой говорилось о нестыковках и «творческих фантазиях» писавших о событиях в Дубосеково журналистов.
Однако новые данные позволили поставить точку в этом споре - в рассекреченных недавно бумагах СМЕРШа за 1942-1944 годы были обнаружены три свидетельства того, что бой 28 панфиловцев действительно имел место. В архивах сохранились два описания боя и многочисленные подробности происходившего.
Весной 1942 года контрразведка начала проверку по «делу 28 панфиловцев» после ареста красноармейца Даниила Кужебергенова. Особисты подозревали его в добровольной сдаче в плен с последующим побегом «при весьма сомнительных обстоятельствах». При разбирательстве выяснилось, что этот боец числится погибшим - причем входит в список героев Дубосеково.
В деле сохранились донесения бывшего военкома 1075-го гвардейского стрелкового полка Ахмеджана Латыпова, который рассказал, как противник, сосредоточив основные силы на правом фланге, решил ударить слева, в районе разъезда Дубосеково, Ширяево и Петелино. После неудачной атаки автоматчиков в наступление двинулись около 50 танков. Неравный бой панфиловцев длился 4-5 часов, причем вооружены стрелки были ручными гранатами и бутылками с горючим.
Двухлетнее расследование СМЕРШа показало: сведения о числе участников боя и их именах разнятся, восстановить данные в полном объеме невозможно в связи с гибелью подавляющего большинства свидетелей. Однако бой - и притом героический бой - несомненно, имел место.
«Арифметика, конечно, не сходится. Сколько было точно? В какой момент боя? Сколько оставалось в живых из 130 бойцов роты - и на момент какой из танковых атак? Но вся эта "наградная арифметика" и не могла сойтись, тем более тогда, учитывая обстановку. Но главное - факт: то, о чем мы всегда говорили, тот легендарный бой, оказался еще реалистичнее, чем мы думали», - пишет об архивных данных Владимир Мединский.
Особенно ценным представляется свидетельство рядового Васильева, который был на том самом поле боя и сумел выжить, получив тяжелую контузию и четыре ранения.
«Мы, подпуская танки, которые двигались то слева, то справа, то с середины, примерно 7 метров подползали к танкам и под гусеницы подкладывали связки гранат, а в щели экипажей танков бросали бутылки с горючей жидкостью», - рассказывал он о событиях в Дубосеково.
По словам Иллариона Васильева, в первую волну красноармейцы остановили до 25 танков противника. Во второй атаке участвовали еще 30 немецких танков. Приводит он и знаменитые слова политрука Клочкова - о том, что «отступать некуда».
Илларион Васильев был демобилизован в 1943 году из-за тяжелых ранений. Он вернулся в родное село на юге Казахстана, а затем перебрался в Кемерово. Умер, не дожив и до 60 лет.
После обороны Москвы подвиг Иллариона Романовича и его сослуживцев стал известен всей стране и вдохновил тысячи других героев. Так, уже в 1943 году украинскими панфиловцами стали называть участников боя у села Тарановка неподалеку от Харькова. Там танки противника ценой жизней остановили 25 бойцов. В 1976 году о них снял свой последний фильм «Аты-баты, шли солдаты...» Леонид Быков.
Герои из Большой Ржавки
Одновременно с данными СМЕРШа, представленными Российским военно-историческим обществом, Минобороны РФ рассекретило архивные материалы, рассказывающие о боях в районе населенных пунктов Крюково, Матушкино, Савелки, Большие Ржавки.
Это именно тот район, откуда в 1966 году был взят прах Неизвестного Солдата для перезахоронения в Александровском саду, где у кремлевской стены в память о неизвестных героях горит Вечный огонь.
Машинописные документы и составленные от руки записки, которые вошли в проект «Имя твое - неизвестно, подвиг твой - вечен» Минобороны России, рассказывают о великих воинских и человеческих подвигах солдат, остановивших рвавшегося к столице врага.
В ведомстве отмечают, что установить имя того солдата, который покоится у стен Кремля, не удалось и по настоящее время. Неизвестными остаются и тысячи героев, которые лежат в братских могилах. Однако архивные документы позволяют узнать номера частей, в которых они служили, - и получить представление о событиях их последних дней.
Так, сохранился рукописный боевой приказ командира 1199-го стрелкового полка 354-й стрелковой дивизии. Рано утром 3 декабря 1941 года он писал, что противник сорвал наступление советских частей в районе населенного пункта Савелки массированным минометным и автоматным огнем. Полку следовало укрепиться на рубеже Большие Ржавки - Савелки и во что бы то ни стало остановить танковый прорыв противника.
Оперативная сводка свидетельствует о том, что стрелковый полк удерживал свои позиции весь день 3 декабря. Часть перешла в атаку утром 7 декабря. К этому времени погибли 148 человек, 445 были ранены. Еще 238 человек обморозились - бои за Москву шли при 25-градусных морозах.
Всего за первые дни декабря 354-я стрелковая дивизия потеряла 3159 человек личного состава. Эта дивизия закончила войну в Штральзунде на севере Германии. К тому времени состав сменился трижды.