Ожидает ли ИГИЛ судьба тамильских "тигров"?
Разгром "тигров" показывает: честное международное сотрудничество в борьбе с терроризмом приносит успех
В то время как русские борются, а американцы имитируют борьбу с запрещенным в России ИГИЛ, но в лице своего избранного президента Дональда Трампа обещают, наконец, покончить с головорезами, стоит вспомнить о судьбе другой опасной террористической группировки - "Тиграх освобождения "Тамил Илама" (ТОТИ), появившейся сорок лет назад - в 1976 году, и развернувшей в 1983 году вооруженную борьбу за создание на трети территории Шри-Ланки государства тамилов, используя для этого как откровенно террористические, так и чисто военные методы.
Иногда казалось, что "тигры" близки к созданию своего государства, что воля сингальского большинства сломлена, а правительство Шри-Ланки - мирной страны, поначалу с чисто опереточной, малочисленной армией - скоро капитулирует. Однако в результате упорной, кровопролитной борьбы, проходившей с 1983 по 2009 год, в том числе с участием в 1987-1990 годах 100-тысячного индийского экспедиционного корпуса, в которой Коломбо пользовалось разносторонней поддержкой всех стран мира без исключения, "тигры" потерпели полное поражение.
Шри-Ланка. 31 октября 1989 г. Гражданская война на Шри-Ланке. Индийские военнослужащие в Тринкомали. Капустин М./Фотохроника ТАСС
"Пояса шахидов", объединенные в отряды и одиночки боевики-смертники обоего пола, "джихадомобили", использование детей в боевых действиях – все это террористическое ноу-хау ИГИЛ и арабские террористы заимствовали у тамильских "тигров", а не наоборот. Причем превзойти их по части террористической изобретательности пока никому не удалось. Какая еще террористическая группировка имела свои ВВС и ВМС, включавшие заминированные, использовавшиеся в роли "брандеров" катера, боевых пловцов, свой "торговый флот", перевозивший вооружения и боеприпасы? И какая еще террористическая группировка может похвастаться таким огромным количеством убитых ВИП-персон. В их числе - президент Шри-Ланки Ранасингхе Премадаса, другие известнейшие политики, в частности, Раджив Ганди, генералы, адмиралы? Никакая. И тем не менее они проиграли…
Уроки этнического конфликта в Шри-Ланке
Этнический конфликт в этом южноазиатском государстве, унесший жизни свыше сотни тысяч человек и приведший к нескольким сотням тысяч беженцев, мало чем отличался по своему происхождению от многих других. После получения Цейлоном независимости в 1948 году оказалось, что тамилы, составлявшие чуть более 20% населения, занимают едва ли не половину мест на государственной службе, а в некоторых сферах и свыше половины. Это получилось из-за того, что в колониальный период тамилы лучше освоили английский язык, и колонизаторы, оценив их исключительные деловые качества, трудолюбие и упорство, а также то, что их можно противопоставить в целом менее энергичному и амбициозному сингальскому большинству, предпочитали их на нижних этажах колониальной администрации. Однако, когда англичане покинули остров, это положение стало меняться. Местные политики стали апеллировать к национальным чувствам и обещать своим сторонникам места на госслужбе, что означало на деле вытеснение оттуда тамилов представителями сингальского большинства. Элиты это мало касалось, тамильские богачи вполне нормально ладили и сотрудничали с богатыми сингалами, так как деньги у них никто не отбирал. А вот в том, что касается среднего класса, тут у тамилов возникли большие проблемы. Лидеры тамильской общины в течение нескольких десятилетий жаловались на притеснения, но без всякого успеха. Тогда-то молодая и нетерпеливая часть тамильской общины и взялась за оружие. Так, нападения на полицейских переросли с годами в широкомасштабные военные действия. Между собой сражались две армии, с использованием артиллерии, минометов, танков, кораблей и авиации.
Как такое стало возможным?
Откуда у мирного и трудолюбивого населения в тамильских районах, традиционно самых безопасных и спокойных в стране, которые оставались ими даже тогда, когда в сингальских районах периодически вспыхивали волнения, появилось оружие? Кто научил воевать тамильских интеллигентов, крестьян и рыбаков? Ведь понятно, что, например, в Алеппо с сирийской армией воюют не гражданское население, а боевики, хорошо умеющие обращаться с оружием. То же самое было и на Цейлоне.
Конечно, теперь это не просто перепроверить, но, как утверждают эксперты, тамильские антиправительственные группировки в Шри-Ланке появились при содействии соседней Индии, на юге которой тоже проживает тамильское население, близко к сердцу принимавшее события в Шри-Ланке. Как утверждают, именно на юге Индии – то ли при содействии центрального правительства, то ли местных тамильских властей – появились лагеря, где прошли военное обучение выходцы из Шри-Ланки, которые стали впоследствии костяком повстанческого движения. Они получили также финансирование и оружие. Вначале группировок было несколько, что отражало различия между тамилами из различных районов Шри-Ланки, но "тигры" оказались самые жестокими и эффективными – они быстро вырезали руководство остальных, влив в свои ряды их рядовых членов. Успеху группировки способствовала фигура их лидера – Велупиллая Прабхакарана. Этот простой рыбак оказался блестящим руководителем, жестоким и храбрым человеком, талантливым военачальником, тонко чувствовавшим все нюансы боя, умевшим выслеживать и добивать свои жертвы. Он обладал даром маскировки и скрытности - никто никогда не знал, где он, что делает, и что замышляет, но его всегда видели потом в центре боя, в самом пекле, а потом его след терялся в джунглях… Настоящий тигр. Среди "тигров" царил его культ. Это был несгибаемый боец, который, когда все было кончено, погиб, не пытаясь скрыться, в последнем безнадежном бою с оружием в руках. Но это было потом.
Какие напрашиваются выводы?
Главный вывод таков. Террористические группировки, среди которых "тигры" стояли особняком, потому что не прибегали к террористическим методам за пределами территории, которую считали своей, появляются тогда, когда этого хотят те или иные геополитические игроки, которые желают их использовать в определенных целях, прикрываясь при этом популярными лозунгами.
И такие группировки, однажды появившись на свет, начинают жить своей собственной жизнью и выходят из-под контроля своих создателей, а те начинают вскоре борьбу с теми, кого породили. Кажется, это придется вскоре испытать США, новые власти которых собрались покончить с ИГИЛ, который, как они сами признают, был создан уходящей администрацией. Иными словами, объективных условий для появления террористических группировок недостаточно. Необходим организационный толчок.
Индия объявляет войну "тиграм", а те - ей
Индия обратилась против "тигров" в 1987 году. В Нью-Дели испугались их влияния на собственных тамилов и, чтобы погасить опасный очаг напряженности у своих южных границ, отправили в Шри-Ланку для разоружения "тигров" в обмен на предоставление ланкийскими властями местным тамилам автономии свой экспедиционный корпус. В боях с окрепшими "тиграми", отказавшимися разоружаться, он потерял 1150 солдат и офицеров, и был выведен с острова в 1990 году, так и не добившись серьезных успехов. А в 1991 году опоясанная взрывчаткой, укрытой в складках сари, тамильская беженка из Шри-Ланки подорвала себя в Тамилнаде на предвыборном митинге Раджива Ганди. Его мать – Индира, премьер-министр Индии, убитая своими сикхскими охранниками, как утверждают эксперты, и была "крестной матерью" сепаратистского движения ланкийских тамилов.
"Тигры" воюют с "сингальской армией"
Между тамильскими "тиграми" и "сингальской армией" имели место четыре затяжных военных кампании – в 1983-1987 годах, 1900-1994 годах, в 1995-2002 годах и 2006-2009 годах, отличавшихся взаимной жестокостью и большими жертвами среди гражданского населения.
В эти годы на острове обильно текла кровь. Иногда казалось, что "тигры" неудержимы и создание ими своего государства в Шри-Ланке вот-вот состоится. Эта борьба по своему драматизму напоминала "Илиаду" Гомера, подвиги и бесчисленные примеры самопожертвования совершались с обеих сторон. Она велась не только на суше, но и на море – морские силы "тигров" сражались с ВМС Шри-Ланки на равных и часто наносили им большие потери: топили и захватывали военные корабли и суда в жарких морских баталиях, подрывали их прямо в портах в стиле подручных "черного князя" Боргезе. Авиация террористов, которым уже давно не помогала ни одна страна мира, совершала авианалеты на военные лагеря, базы, нефтехранилища, несколько раз бомбила Коломбо, они взорвали здание Генштаба и Центробанка. Однажды группа тигров-смертников напала на авиабазу Катунаяке и уничтожила заодно четыре аэробуса в находящемся там же международном аэропорту Коломбо.
Каковы уроки конфликта?
И тем не менее, несмотря на отличную выучку, гений импровизации, храбрость, железную дисциплину и безграничную веру в свое торжество, в конечном счете, "тигры" не смогли добиться победы, сделав все, что в человеческих силах, чтобы победить.
Первый урок, который следует извлечь из этой трагедии, заключается в том, что столкнувшись с угрозой территориальной целостности, власти Шри-Ланки и сингальское большинство не опустили руки, и, несмотря на природное сингальское миролюбие (тамильские погромы в ответ на кровавые вылазки террористов его не отменяют), смогли сплотиться, мужественно вступить в борьбу с опасным противником, постепенно нарастить численность вооруженных сил, и после ряда проваленных из-за стремления поскорее закончить войну военных операций приступить к методичной, планомерной борьбе с ТОТИ. Для этого небогатая страна не жалела ни сил, ни финансовых средств. Если бы сингалы сами не захотели себе помочь, им бы не смог помочь и никто другой. Свою Пальмиру они взяли сами.
Второй урок заключается в том, что "тигры" проиграли также и потому, что против них с конца 80-х годов объединились все ведущие страны мира: Индия, Китай, Россия, США, Британия, Канада Австралия и т.д. Хотя никаких терактов на территории десятков стран мира, которые признали их террористами, "тигры" не осуществляли и даже не помышляли об этом. В то же время Коломбо на государственном уровне продавали всевозможное оружие, вертолеты, самолеты, военные корабли, оказывали логистическую поддержку, вероятно, помогали планировать и отдельные военные операции, предоставляли спутниковые данные, помогали, особенно Индия, осуществлять блокаду районов на побережье, которые контролировали "тигры". Проходила, в частности, информация о том, что индийская подлодка потопила однажды в Бенгальском заливе судно из флота "тигров", которое снабжало их оружием. "Тиграм", у которых был и свой Банк, свои СМИ, практически все государственные и общественные атрибуты, пресекли внешнее финансирование – деньги собирали представители тамильских диаспор по всему миру, но в зону конфликта они перестали попадать.
В этих условиях постепенно, терпя периодически болезненные поражения, ланкийская армия загнала "тигров" в угол и уничтожила, не особенно обращая внимание на потери среди гражданского тамильского населения, что в тех условиях было, увы, неизбежно. В ходе войны численность армии увеличилась более чем в 10 раз, что обеспечило военным 10-кратное преимущество.
Разминирование саперами ланкийской армии укрепленных позиций экстремистов группировки Тигров освобождения Тамил Илама (ТОТИ) около практически полностью покинутого мирным населением города Талайманар на северной оконечности острова. Латышев Л./Фотохроника ТАСС
Третий урок заключается в том, что, несмотря на все это, Коломбо помогло победить "тигров" еще и то, что ланкийским властям удалось внести раскол в их ряды. Это привело к тому, что часть членов группировки вняла призыву одного из ее более гибких руководителей – "полковника Каруны", который, осознав бесперспективность борьбы против всего мира, убедил "тигров" в Восточной провинции Шри-Ланки сложить оружие и принять амнистию. Это лишило Прабхакарана, выходца с севера острова, возможности вести мобильную борьбу и приковало к определенной территории. Что и предопределило конец "Тамил Илама".
Этому, конечно, способствовало и то, что идеологией тамильских "тигров" был этно-национализм, до которого никому в мире не было дела, и социализм маоистского толка, последователей которого тоже трудно сыскать, иначе как в аналогичных повстанческих и сепаратистских структурах, не обладающих серьезными организационными возможности. Иными словами, "тигры" оказались без союзников. В случае с ИГИЛ и подобных ему исламистских группировок мировому сообществу будет сложнее.